«Ну что?
Принесли?» – нетерпеливо спрашивает меня Маргарита Кухаркова, едва я переступаю порог магазина
«Сувениры».
«Ага», – я шмыгаю носом, потому что только что вошла в тёплое помещение,
а на улице мороз. Из-за пазухи достаю старую открытку. На ней три гвоздики – белая, алая и розовая. Внутри
– поздравление, выведенное чёрной тушью. Каждая строчка начинается с «золотой» буквы. Мои бабушка с
дедушкой вместе уходили на пенсию и по такому случаю организовали банкет в заводском клубе. Соседи
подарили им сервиз и эту открытку - специально съездили красиво подписать в «Сувениры». Это был 1989
год...
«Точно, – говорит Маргарита Матвеевна, вглядываясь в витиеватый почерк. –
Это я писала...»
Мы встречаемся в магазине «Сувениры», где Маргарита Кухаркова
проработала больше тридцати лет.
Видно, что она любит цветные принты в одежде и крупные
украшения. Которые, к слову, ей очень идут: когда она проводит по написанной в открытке строчке пальчиком
с аккуратным маникюром и серебряным кольцом, я смотрю на это, как завороженная.
«Всё
получилось случайно, – вспоминает она. – В конце 80-х я гуляла по Москве. И вдруг на улице
Горького увидела мужчину, который красиво подписывает открытки и сувениры. И загорелась организовать
такое у нас. Вернулась в Смоленск и пошла в «Сувениры». А куда ещё? В 1989 году подобных магазинов в
городе не было. Наталья Викторовна, директор объединения, встретила меня хорошо. Я до сих пор удивляюсь:
я ведь просто с улицы пришла. Сказала: «Здравствуйте! У меня к вам есть предложение...» И она сразу
согласилась. Мне даже стол купили, оборудовали место.
Наталья Викторовна давно
переехала в Москву. Но до сих пор, если что-то нужно подписать, звонит мне: в Москве-то за такие услуги
берут бешеные деньги...»
Маргарита
Кухаркова подписывала часы для Жириновского и сувенирные тарелки для Путина и Медведева. Самое необычное,
с чем приходилось работать – крышка от унитаза. Компания друзей решила пошутить таким подарком над своим
приятелем. Не все всегда было гладко: однажды принесли подписать вазу из богемского стекла. А она возьми и
тресни, стоя на краешке стола!
«В начале 90-х от клиентов не было отбоя. Я шла утром на
работу, а на улице уже народ стоял – меня ждал, – вспоминает Маргарита Матвеевна. – Я ведь
первая начала писать через фольгу золотом. Такого не было в Смоленске».
Но потом
пришли другие времена, и ремесло Маргариты Кухарковой, также как и магазины на Большой Советской, стали
терять свою популярность. Во-первых, с появлением крупных торговых центров покупатели в основном ринулись
туда. Во-вторых, поток клиентов снизился, когда рядом убрали пешеходный переход.
«Мы
писали письмо в администрацию, чтобы нам вернули переход. Собирали подписи. Но нам ответили, что перенос
перехода нецелесообразен», – с грустью сообщает мастер.
В-третьих, в каждом районе
появилась лазерная гравировка.
«Дело хорошее, – ради справедливости отмечает
Маргарита Матвеевна. – Но ведь...»
Она замолкает, подбирает слова и, в конце концов,
делает интересный жест – будто бы щупает пальцами с серебряными кольцами воздух на ощупь.
«Но ведь всю работу делает компьютер, в этом нет души. Понимаете?»
Магазин «Сувениры» находится здесь с 1960-х годов. И за полувековую историю тематику ни разу не менял: в
наличии всегда матрёшки, сувенирные тарелки, колокольчики, гжельский фарфор, павловопосадские платки и все
остальные символы страны.
Менее постоянны
в своей специализации соседи магазина по этажу. Еще несколько лет назад здесь находилось кафе
«Токио-суши». Однако японская кухня не прижилась, и сейчас здесь находится кафе «Дом 20». Благодаря такому
названию здание стало узнаваемым – смоляне без проблем идентифицируют особняк XIX века среди других домов
на Большой Советской.
Жизнь дома №20
всегда была связана с магазинами и общепитом.
Например, в 1913 году здесь располагались
«американский бар», пивная, Виленский мануфактурно-галантерейный магазин, Главное агентство Российского
страхового общества, а также магазин, занимавшийся скобяной, москательной, посудной и ламповой торговлей.
Красивый особняк в стиле модерн появился на Большой Благовещенской (старое название улицы
Большая Советская) в 1912 году.
В книге
архитектора Игоря Белогорцева «Советская архитектура Смоленска (1917–1950 годы)» дом значится под другим
номером. Это связано с тем, что улица несколько раз в XX веке меняла свою нумерацию.
Известно, что он принадлежал купцу Нахману Карпилову и был возведен по проекту архитектора Николая
Запутряева (того самого, который построил нынешний Смоленский областной институт развития образования на
Октябрьской революции, родильное отделение «Красного креста», музей «Смоленщина в годы Великой
Отечественной войны» на Дзержинского).
«В годы Великой Отечественной войны здание сильно
пострадала. Восстанавливалось оно как дом под №34, – рассказала сотрудница Государственного архива
Смоленской области Светлана Солодовникова. – В решении Смоленского горисполкома от 18 июня 1945 г.
№255 указывалось, что дом №34 по Б. Советской улице передавался для восстановления от воинской части
№7459 строительному управлению №101 Цувстроя. В архитектурно-планировочном задании по дому №34 по ул.
Большая Советская отмечалось: «В сохранившейся каменной трёхэтажной коробке с подвальным помещением
требуется запроектировать размещение на первом этаже кафетерия в помещении, расположенном с правой
стороны лестничной клетки, и парфюмерного магазина в помещении с левой стороны. На втором и третьем
этажах – жилых квартир. В подвальном этаже разместить котельную, общую для куста зданий за №№ 34-34-а.
Отопление здания – центральное, водяное; здание оборудуется водопроводом, канализацией и электрическим
освещением. Наружное архитектурное оформление здания должно быть сохранено без изменений». Актами от 3
января и 11 февраля 1947 года жилые и торговые помещения дома №34 были введены в эксплуатацию после
восстановления».
Мы стоим в
мастерской художника Дениса Петруленкова. Когда-то здесь была крыша дома №20. В 1970-е годы, специально
для художников, оборудовали мансардный этаж. Всё вокруг похоже на огромную загадочную инсталляцию – кругом
картины и фрагменты палитр, на столе стоят шлем космонавта и... череп. В одном углу – старенький компьютер
«Macintosh», в другом – портреты моего коллеги по работе в газете «Рабочий путь» Эдуарда Кулёмина. В
редакции он сидит ко мне спиной. А тут с подозрением смотрит прямо в глаза. Непривычно.
«Денис, – я вдруг вспоминаю, зачем пришла. – До революции особняк принадлежал белорусскому
купцу Карпилову. В своей биографии вы пишете, что родились в Витебске. Означает ли это, что вы
земляки?»
Художник еле заметно улыбается в бороду:
«А вот и нет! Мои
родители из Демидова. Отец отучился на смоленском худграфе год. Потом женился на моей будущей матери и
перевёлся в Витебск, потому что она училась там в мединституте.
Потом они оба
попали по распределению в Гомель. После школы я уехал поступать в Витебск. Не поступил. Год ходил на
подготовительные курсы, вновь подал документы и... опять не поступил. Поехал в Смоленск. Здесь меня
зачислили на первый курс худграфа. Круг замкнулся на Смоленщине»
Денис аккуратно
наливает мне чай в кружку, протягивает ложечку: «Вот вам чистая. Я ещё её не облизывал». Кажется,
что он всегда шутит и находится в хорошем расположении духа. Но говоря о прошлом, всё-таки немного
грустит: «В СССР художникам было проще. Были соцзаказы. Но ведь и они доставались всем
неравномерно, как масло на бутерброде – кому-то пожирнее. Кому-то нет».
Сейчас
соцзаказов нет. Зато есть фейсбук, который смоленские художники отчасти превратили в инструмент пропаганды
своего творчества и канал продаж. Петруленков – востребованный художник, главный вдохновитель и один из
организаторов смоленского пленэра, а ещё – постоялец одной из восьми мастерских дома №20.
«Раньше их называли мастерскими «на репе». Потому что внизу был овощной магазин и на стекле была
нарисована огромная репа, – вспоминает он. – Здесь работали очень много известных смоленских
художников: Шведов, Попов, Мельков, Мальцев, Богомолов... Каждый раз, когда поднимаюсь по лестнице,
испытываю колоссальное удовольствие. Жильцы здесь хорошие. Мы дружим. Стараемся вести себя тише. Знаете,
сейчас как-то прошли времена громких вечеринок. Если и собираемся, то большинство пьет чай. Не то чтобы
мы за ЗОЖ... Просто не хочется. А раньше ведь было так, что художники и жили в своих мастерских».
Сосед Дениса
Петруленкова – тоже известный художник Владимир Петьков. Он обитает под крышей дома 20 уже десять
лет.
«На первом этаже
есть ниша, и я у жителей как-то спросил: «Кого вам там нарисовать? Карпилова или Запутряева?»
Они ответили, что обоих. Вот когда нарисуем, тогда у дома появится душа. А то мне кажется, что
она потерялась...»
И ведь
так хочется, чтобы в этом доме было как в романе «Сто лет одиночества»: всё, что когда-то существовало и
есть, никуда не исчезало…